viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
Вперёд, в прошлое!
viktoria_ru
Назад в будущееИногда бывает очень познавательно и полезно вернуться к своим истокам. Раскрутить плёнку жизни назад, чтобы понять, кто ты и как сейчас здесь оказался. Почему в творческом тупике? Отчего тебя больше не вдохновляет то, что с головой увлекало 10 лет назад? "Грешная природа человека", скажет кто-то. "Ему всё со временем приедается." А вот и нет! возражу я. Он просто перестал развиваться в любимом деле, и потому игра, занимавшая  его раньше, наскучила ему...

Сегодняшний материал моя попытка осознать своё прошлое, переставшее быть настоящим. Это личный творческий поиск и размышления о собственном пути. Но я всё же опубликую их. Мне будет приятно думать об этом рядом с Вами, мои друзья. Искать способ выражения того, что было похоронено под спудом будничного "надо". А еще я знаю, что не одна такая. Я замечаю, что очень многие люди сейчас страдают от своей нереализованности. И не могут вспомнить, кто они, зачем живут и куда идут. Надеюсь,  мой способ погружения в прошлое даст кому-нибудь подсказку или идею, где искать знаки собственной судьбы. Ведь они есть у каждого из нас. Готовы отправиться  в необычное путешествие? Тогда вперёд, в прошлое!..

Чем я занималась последние годы помимо работы? Брала уроки вокала у профессиональной певицы. Какой же полёт это был! Я восхищалась моим преподавателем и обожала петь под её аккомпанемент фортепиано. Мне нравилось шлифовать интонацию и дикцию под её неустанным вниманием. И особенно мой интерес к пению возрастал накануне концертов, когда был стимул подарить кому-то результат нашей работы. Подарить красоту музыки и музыкального сотрудничества. Пару таких концертов прошло на дому для домашних. А несколько выступлений удалось провести в библиотеке, где работал муж. Но со временем репертуар перестал меня вдохновлять. Хотелось чего-то нового. Более свободного и игривого... Да и техника итальянского бельканто оказалась мне не близка. Я долго не могла это осознать. И интерес угас сам собой... К тому же я почувствовала, что второй такой певицы, как мой учитель, из меня не получится. Наши тембры были похожи. И потому мне сначала казалось, что меня надо только "подшлифовать" и "поднастроить", чтобы получилась достойная копия. Но быть копией кого-то, тем более сильно проигрывающей оригиналу, не завидная роль...

На концерте в библиотеке
На концерте в библиотеке Николая Рубцова, 2010 г.

Занятия вокалом появились в моей жизни далеко не сразу. Перед этим я пела в хоре ЛЭТИ. Возможно, я бы и сейчас осталась там, но тогда мне не хватало личного внимания педагога. Я заметила у себя проблемы со звукоизвлечением, когда меня поставили в партию первого сопрано, и ушла, чтобы всерьёз заняться вокальной техникой. Впрочем, петь в хоре тоже было интересно. Мне больше нравилось петь по партиям, а не сольно. От этого музыка звучала богаче. Среди ЛЭТИ-шников было много сильных голосов (мой собственный голос никогда не отличался силой), и я не боялась выступать с хором на концертах в больших залах и соборах города.  А еще открывала для себя многообразие хоровых композиторов. Меня увлекали красивые гармонические ходы, каких было много, например, в произведениях Павла Чеснокова. Хором ЛЭТИ исполнялось много церковных произведений, и это вдохновило меня заняться исследованием богатого фонда церковной музыки. Отсюда знакомство с регентом Натальей Никольской и наш с ней цикл статей о церковном пении (последнюю из них можно прочитать здесь).

Закрытие хорового фестиваля в Исаакиевском соборе
Хор ЛЭТИ на закрытии хорового фестиваля в Исаакиевском соборе, 2008 г.

Кстати, о церковном пении. Незадолго до ухода из хора мне вдруг подумалось, что лучшим применением моему голосу может стать клирос. Я спрашивала в крупных соборах города, можно ли попасть в церковный хор, но туда брали исключительно профессионалов. В конце концов, мне удалось найти любительский церковный хор при Чесменской церкви. Это был интересный опыт, так как в акустике храма даже слабые голоса звучали божественно, уносясь под своды купола и возвращаясь в отражении. Но, к сожалению, хор состоял преимущественно из пожилых людей. Произведения для них выбирались самые лёгкие, всего на четыре партии, и скоро я заскучала. Возник даже соблазн думать, что вся музыка, исполняемая в церкви, такая неинтересная. И я обратилась к редакциям православных журналов с просьбой осветить эту тему подробнее. Дело закончилось написанием статьи о моих церковно-певческих мытарствах в журнале "Вода живая". Оказалось, я невольно подняла большую и важную тему где учиться петь человеку, если его интересует осмысленное молитвенное пение. И где обыкновенному хористу брать знания по теории церковного пения.

Картинка из статьи в журнале
Картинка из статьи в журнале "Вода живая", № 9, 2009 год
(так забавно художник изобразил меня в церковном хоре)


Церковный хор был уже третьим хором в моей жизни. А начиналась моя хоровая практика в хоре Технологического института, куда меня привёл за ручку муж. Когда я только пришла туда, меня заворожила природа хорового пения звука, возникающего как бы из воздуха, и образующего акустическую атмосферу, в которую ты оказываешься погружен. Без каких-либо инструментов и движений! Человек может петь даже с закрытым ртом. А если поделиться на партии, в воздухе образуются аккорды... Особенно мне нравилось петь церковные песнопения, как более глубокие по смыслу. Но я ушла, когда почувствовала, что у коллектива в целом нет стремления к исполнительскому росту. Большинству участников нравилось просто петь, общаться, выступать. А мне хотелось петь день за днём совершеннее. И я ушла в ЛЭТИ, как в более молодой и амбициозный коллектив, отмеченный высокими местами на хоровых фестивалях.
На конкурсе хоров
Хор Технологического института на конкурсе хоров, 2006 г.

Как я уже сказала, в хор Техноложки меня привёл супруг сам гитарист, композитор и автор-исполнитель (а в прошлом и участник хоровых коллективов). С самого начала брачного союза мы пробовали с ним петь дуэтом и ставить номера (он играл, я пела). И получалось здорово. Особенно, когда удавалось найти произведение, которое удовлетворяло вкусам обоих. Но самыми радостными были для меня исполнения под аккомпанемент живого ансамбля (скрипка, флейта, гитара, виолончель). Я, правда, немного смущалась ушей консерваторских музыкантов они, конечно же, слышали все мои вокальные "петухи", поэтому полноценно раскрыться не получалось. Но всё равно на память об этих концертах у нас остались самые лучшие видео и фотографии. Песни, которые мы исполняли, были с "огоньком" и больше напоминали арии. Особенно мне нравилось петь с мужем на голоса, на его музыку. Но почему-то дальше дело не пошло. Супруг переключился на сочинение песен на стихи Рубцова, а петь с ним что-то из мужского репертуара мне не хотелось...


На авторском вечере мужа
На авторском вечере мужа по аккомпанемент ансамбля, 2009 г.

Конечно, я неслучайно выбрала в мужья музыкального супруга. И он меня тоже. В анкете на сайте знакомств, где мы познакомились, я посчитала важным соощить, что люблю петь. А его первой реакцией на это стала мысль "мы могли бы петь дуэтом". До нашей встречи мне очень не хватало музыкальных знакомых в окружении. Я искала их везде, где могла, не скрывая своих певческих интересов. Но в институте, где я учились по технической специальности, почитателей пения не было. Выходом послужило пение караоке. Папа настроил мне аппаратуру, так что я могла самостоятельно записываться дома петь в концертный микрофон под звучание минусовок на компьютере. Всё это микшировалось, проходило через самодельный ревербератор и записывалось на диск или плёнку. Звук иногда получался почти студийный. Участие в процессе такой записи очень вдохновляло. Я даже своих одногруппников на это подсадила. Собрав большую коллекцию midi-минусовок, приглашала в гости друзей и предлагала им возможность спеть и записать любимую песню. Времени на репетиции хватало, и мне удалось сделать несколько удачных записей. Например, такую:


Институтские времена
Пение караоке одно из любимых развлечений на моих днях рождения, 2003 г.

К такому замечательному звукозаписывающему комплекту мы с папой пришли не сразу. Перед этим запись делалась на старый бабинный магнитофон, а исполняла я преимущественно бардовские песни под гитарный аккомпанемент (до 1998 года о караоке я даже мечтать не могла). Особенно меня привлекали песни игривого характера и глубокие, наполненные мудрым смыслом. В моём репертуаре были песни Жанны Бичевской, Вадима Егорова, Евгения Бачурина, Александра Дольского, Олега Митяева и др. Этих имён не было бы в моей жизни, если бы ни родители. Отец всю жизнь разрывался между двумя карьерами вокально-исполнительской и "кормящей" его технической. Был солистом в любительских ВИА 70-х годов, дружил с Юрием Берендюковым и Мариной Капуро, но так и не стал профессиональным музыкантом. Моя мама, получив техническую специальность, тоже прекрасно пела, записывала романсы и познакомилось с отцом в певческой компании. Как это часто бывает, родители вкладывали в меня свою нереализованную мечту. А потому с раннего детства поощряли во мне желание петь и выступать. Приглашали гостей, ставили на стул и просили "спеть песенку". Приученная петь людям, я и в школе искала такую возможность. С гитарой это было несложно. Отец показал мне основные аккорды, и моё пение зазвучало на школьных огоньках и учительских концертах. Учителя выдвигали меня выступать на районных и городских конкурсах, откуда я частенько сбегала (боялась незнакомой публики и больших сцен). А однажды, после записи в детской передаче "Заячий остров", где я исполнила песню из маминого репертуара, меня разыскал автор этой песни Владимир Селянинов. Он услышал по радио свою "Осень" в исполнении незнакомой девочки и был несказанно удивлён. Об этой истории и о нашей семье даже написали статью в женском журнале.


Я с гитарой в 13 лет
Фотография, сделанная фотографом Александром Рощиным для журнала "Натали" (№14, 1994 г.)

Если раскручивать и раскручивать историю до основания, можно припомнить и другие эпизоды. Самые ранние, дошкольные. Так, например, я очень любила детские музыкальные пластинки. Не засыпала без них, не желала ехать на дачу без проигрывателя. И всё время подпевала музыкальным персонажам разными голосами. Любимая моя пластинка содержала песни из фильма "Приключения Электроника" в исполнении детского хора. И я с непередаваемым энтузиазмом подпевала ему в песне "Крылатые качели". Об этом осталась звукозапись на память. Бабушка говорила, что я научилась петь раньше, чем говорить... Значит, то, что внутри меня больше, чем слова? Как же это выразить?

(Оригинал любимой песни моего детства - тот, которому я подпевала :))
Рядом с любимым проигрывателем
Рядом с любимым проигрывателем в 4 года

  • 1
Ужасно интересно, правда! Прочитала с удовольствием. И фотографии такие красивые.

(По существу, к сожалению, не знаю. Никогда не пела. Меня только мои мужчины к музыке приобщают, сын и муж.)

"Большинству участников нравилось просто петь, общаться, выступать. А мне хотелось петь день за днём совершеннее."
И ведь действительно, у многих членов одного коллектива могут быть весьма различные цели. И, возможно, не все осознают глубинную причину своих действий. Например, у меня в спортивной группе большинство людей младше и малоопытнее меня и иногда заметно, что один пришёл просто поболтать, другой покрасоваться перед другими, третий весело провести время, "поприкалываться". А потом эти люди смотрят на тех, кто на тренировке действительно тренируется (ведь логично, да?) и удивляются, а почему они становятся лучше, а мы нет...
Вывод: У каждой деятельности есть глубинная (в отличии от поверхностной) цель и если человек осознаёт (1) её саму и (2) её соотношение к цели его жизни (если она у него вообще есть), то тогда он живёт эффективно со смыслом и не теряет время зря.
Лично я время от времени задумываюсь: а зачем я хожу на работу, в клуб, в церковь, встречаюсь с друзьями, родственниками, смотрю телевизор и т.д. ? И, самое главное, насколько это вписывается в общей план моей жизни? Иногда прихожу к весьма интересным ответам, после которых некоторые сферы деятельности просто отпадают за ненадобностью ;-)
А если человек уже выбрал сознательно себе деятельность, то остаётся лишь следовать заповеди "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". (Мф. 5, 48), к чему ты и стремилась.

"Значит, то, что внутри меня – больше, чем слова? Как же это выразить?"
Вика, а можешь ли ты выразить то, чего внутри тебя нет? ;-)))
Ты выражаешь себя во всём, что ты делаешь... даже когда об этом не подозреваешь.
Думаю, ты тоже иногда замечала людей, которые хотят выразить одно, а выражается в итоге то, чем они являются на самом деле, в глубине своего естества.
Если в глубине человека любовь и доброта, то он просто не может выражать ничего иного..., так ведь?
И тогда... возникает вопрос: а что же во мне есть? Думаю, что этом вопросе полезно быть честным, поскольку нет ничего глупее, чем обманывать самого себя.
Не могу представить себе путешествие, которое может быть увлекательнее путешествия внутрь себя? Там ведь столько всего... и милого и пугающего и доброго.
Мне думается, что наш истинный путь лежит не ко внешним целям, а совсем в другом направлении - во внутрь... к себе... потому что именно там, в глубине души, сокрыто самое главное: "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. 17:20-21).

А слова - это ведь лишь одна из форм выражения..., как кисть в руках художника. В поиске своей наиболее эффективной формы выражения лучший советчик, на мой взгляд, внутренний голос, и не столько ума, сколько души. Если человек сомневается его ли это, то скорее всего это не его. Потому что когда он найдёт своё, то это будет настолько очевидно, что такого вопроса не возникнет. Когда человек занимается "своим" делом, то у него возникает чувство особого вдохновения и счастья - "полёт души", которое ощутимо отличается от простого удовольствия. Я думаю, Вика, тебе такое чувство знакомо... :-)

Очень душевные песни, что-то в них есть особенное... сложно выразить словами... что-то "простое и приятное".
Думаю нашлось бы не мало людей, которые приобрели (или скачали) бы твой диск, было бы где... ;-)
Ну, а пока будем довольствоваться эксклюзивом в твоем ЖЖ :-)

Edited at 2014-02-03 10:35 pm (UTC)

Спасибо, Гена. Интересные мысли. С твоей подачи я глубже задумалась насчёт целей в коллективе. Всё-таки, это не такая простая задача - распознать их. Как пишет автор книги "Муза, где твои крылья?" Яна Франк: "Для некоторых рецепт счастья состоит в том, чтобы признаться себе, что они не хотят производить определённые вещи сами, хотя и могли бы. Им гораздо больше нравится любоваться тем, как делают это другие." И еще оттуда же: "А еще не сразу приходит понимание, что грамотно "потреблять" плоды творческой деятельности: рассматривать, выбирать, покупать, носить, раскладывать, возможно, продавать или показывать другим - это тоже труд, и он тоже творческий".

Думаю, все исполнители хоровых коллективов, в которых я пела, по-своему совершенствовались. Просто все в разных вещах. Один - в том, чтобы быть хорошо настроенным инструментом в руках дирижера; другой - в том, чтобы показывать слушателям музыку великих композиторов на концертах; третий - сплочал коллектив в команду, занимаясь организацией праздников и поездок; четвертый - вёл хоровую историю и заботился о том, чтобы коллектив чтил память его основателя; кто-то просто наслаждался звучанием хора и развивал слух и т.д.. Ведь для того, чтобы быть любителем, необязательно заниматься делом профессионально. А любовь - вещь субьективная. Можно и на солнышке любить греться, просто потребляя его тепло. И становиться при этом совершенно счастливым, исполненным творческих сил и радости, человеком.

Я вот всё-таки скорее любительница пения, а еще больше - гармонически красивой музыки с мудрыми и добрыми текстами (поэтому мне так важен качественный живой аккомпанемент и понимание смысла слов). Сравнивая себя со своим педагогом, я заметила, что у меня нет такого энтузиазма к оттачиванию произведений, как у неё. Это большой и, прежде всего физический (мышечный), труд. Заниматься им каждый день по 4 часа я бы, наверное, никогда не смогла. Но мне приятно выбирать красивую музыку, "носить" её на себе и показывать её другим. В этом, наверное, и состоит моя главная творческая работа в музыкальном направлении.

И отдельное спасибо тебе за ценную мысль о пути к себе. По-новому взглянула на некоторые вещи.

Вик, у тебя очень красивый голос. :) Представляю какие колыбельные ты будешь петь своим деткам... Заслушаешься... :)

Думаешь? :) Никогда не пробовала петь колыбельные. Но это хорошая идея на будущее. ;) Спасибо! :)

Вика, очень интересно узнать о твоем увлечении пением. Это одна из граней выражения твоего творческого потенциала. Приятный голос, особенно ария понравилась. Люблю этот жанр. А "Крылатые качели" я тоже в детстве обожала, а еще "Прекрасное далеко".

Спасибо за отзыв, дорогая Ира! Да, я тоже больше всего, наверное, люблю жанр арий. Только не хватает знания, где их можно прослушать в большом количестве, чтобы подобрать подходящие для себя (своего тембра и вкуса). У тебя нет, случайно, знакомых, кто может подсказать? Или, может, ты сама что-то посоветуешь?..

Вика, я к сожалению, не настолько глубоко знакома с этим видом искусства, просто арии нравятся скорее на интуитивном уровне. Никогда не погружалась сильно в эту тему, поэтому не могу тебе помочь. Но ты все равно продолжай петь, даже если это просто хобби, у действительно хорошо получается.

Спасибо за добрые слова. Буду продолжать петь. :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account