viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
Как стать счастливым – часть 1
viktoria_ru
михайЛюди издревле пытались постичь секрет счастья. Одни из нас убеждены, что счастье –  результат благополучных обстоятельств и везения. Другие предполагают, что это Божий дар, который даётся человеку в ответ на молитву и праведное поведение. Третьи уверены, что секретом счастья является занятие творчеством. А четвёртые считают, что обрести подлинное счастье можно только через путь страданий и самоотречения. Кто же прав? Многие знаменитые ученые и философы пытались выстроить свою концепцию, отвечающую на вопрос «как стать счастливым?»: начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Сегодня я хочу познакомить своих читателей с еще одним именем, внёсшим вклад в изучение этого вопроса, и с его книгой «Поток».

Михай Чиксентмихайи – авторитетный психолог, один из основателей позитивной психологии (нового течения в психологии, направленного на изучение закономерностей осмысленной и достойной жизни). Книга "Поток" принесла Чиксентмихайи всемирную известность. Рекомендовать её можно каждому, кто интересуется темой счастья, а также отдельным специалистам (психологам, социологам, антропологам, педагогам, производителям товаров и услуг), задающихся целью повышения качества жизни.


В ходе двадцатипятилетних исследований автор пытался как можно точнее выяснить, что испытывают люди в минуты наивысшей радости, и почему это происходит. На основании рассказов нескольких сотен «экспертов» (художников, музыкантов, спортсменов, хирургов и др.) он разработал теорию оптимального переживания, основанную на понятии потока – состояния полной поглощенности деятельностью, когда всё остальное отступает на задний план, а удовольствие от самого процесса предельно велико.

В ближайших нескольких выпусках журнала я буду размещать мысли из книги "Поток. Психология оптимального переживания", показавшиеся мне наиболее ценными. Материал я планирую разделить в соответствии с  главами книги и подать в порядке их следования. Сразу предупрежу, что это не совсем дословное цитирование, так как некоторые мысли я сознательно сокращала, а иногда и упрощала, используя свои обороты. Чтобы прочувствовать язык автора и проникнуться его видением глубже, на примерах, лучше читать книгу. А то, что публикую я – концентрат, удобный для ознакомления с содержанием и восстановления прочитанного в памяти. В конце каждой публикации я буду подводить небольшое резюме для самых торопливых.  :)

Глава 1. Новый взгляд на счастье

  • Счастье – это состояние, к которому каждый должен готовиться, растить его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни.

  • Мгновения, когда мы чувствуем контроль над своими действиями и испытываем особую радость, воодушевление, надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром в нашей жизни. Эти чувства автор называет оптимальным переживанием.

  • Наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в стремлении добиться чего-то трудного и ценного. Мы сами порождаем оптимальное переживание – когда ребёнок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.

  • Обретение контроля над собственной жизнью – нелёгкое дело, иногда сопряжённое с болью. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а лёгкие – разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости – и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.

  • Оптимальное состояние сознания – это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым к нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание, поскольку человек вынужден концентрировать своё внимание на выполнении текущей задачи, отсекая всё не относящееся к делу. Моменты преодоления сложностей и борьбы с ними порождают переживания, доставляющие человеку наибольшую радость.

  • Ощущение счастья зависит от внутренней гармонии, а не от способности контролировать силы Вселенной. Естественно, мы должны учиться в какой-то мере контролировать внешние обстоятельства, поскольку от этого может зависеть наша жизнь. Но это ни на йоту не приблизит нас к положительным переживаниям и не избавит нас от восприятия мира как хаоса. Для этого нам необходимо научиться контролировать собственное сознание.

  • До тех пор, пока мы получаем удовольствие от борьбы за наши цели, нет ничего плохого в том, что наши желания возрастают. Проблемы начинаются, когда люди настолько сосредоточиваются на своих целях, что перестают получать удовольствие от настоящего.

  • Хотя факты говорят нам, что большинство людей становятся жертвами инфляции удовольствия, сопровождающей эскалатор растущих ожиданий, некоторым удаётся этого избежать. Это те, кто вне зависимости от своего материального положения смог улучшить качество своей жизни, обрести удовлетворение, а также сделать немного счастливее тех, кто их окружает. Они движутся вперёд, полные сил и энергии, открытые новому опыту. Они живут в гармонии с природой и окружающими их людьми, сохраняя до последнего дня способность самосовершенствоваться и воспринимать новые знания. Они наслаждаются всем, что делают, каким бы трудным и нудным это занятие ни было, они не знают скуки и всё, что встречается им на пути, принимают со спокойствием и самообладанием. Пожалуй, главная их сила заключается в том, что они способны управлять собственной жизнью.

  • Если люди начинают думать, что жизнь легка и прогресс происходит сам собой, они быстро лишаются мужества и решительности перед лицом даже незначительных трудностей. Когда они понимают, что действительность несколько отличается от того, во что они верили, они утрачивают веру во всё, что знали прежде. Лишившись поддержки со стороны культурных ценностей, они увязают в трясине тревоги и апатии.

  • Корни неудовлетворённости жизнью находятся внутри нас, и каждый должен разобраться с ними лично, своими силами. Защитные механизмы, выработанные в прошлом, – порядок, который привносили в мир религия, патриотизм, народные традиции и общественные нормы, – оказываются неэффективными для всё большего количества людей, чувствующих себя брошенными в водоворот хаоса.

  • Религия – лишь временное решение проблемы отсутствия смысла жизни, она не даёт окончательных ответов. На определённых исторических этапах те или иные религиозные концепции успешно справлялись с этой задачей, объясняя людям, что именно неправильно в их жизни, и давая ответы на актуальные вопросы. Форма, в которой религия преподносит людям свои истины, – откровения, священные тексты – не вызывает доверия широких масс населения, живущих в эпоху научного прогресса, несмотря на то что суть этих истин осталась прежней. Те, кто ищет успокоения в существующих церквях, часто вынуждены платить за внутреннюю гармонию молчаливым согласием игнорировать огромную массу всего, что известно об устройстве мира.

  • Если существующие институты и система ценностей больше не выполняют свои поддерживающие функции, каждый должен использовать все доступные средства, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и радостью. Один из самых важных инструментов в этом нелёгком деле даёт нам психология. Индивид должен научиться находить вознаграждения внутри себя, развить способность испытывать радость независимо от внешних обстоятельств.

  • Последнее время стало модно считать заложенные в нас инстинкты подлинным голосом природы, и многие доверяют только им как единственному авторитету. Если что-то приносит им удовольствие, если оно естественно и спонтанно, значит, всё делается правильно. Современный «реализм» обернулся не более чем разновидностью старого доброго фатализма: оправдывая свои действия голосом природы, люди всего лишь хотят избежать ответственности. От природы, однако, мы рождаемся невежественными. Значит ли это, что нам не следует учиться?

  • В сложно организованном обществе в социализацию вовлечено множество могущественных групп. Намерения этих групп и институтов различны, но всех их объединяет желание сделать нас зависимыми от социальной системы и использовать нашу энергию в собственных интересах. Решение данной проблемы состоит в том, чтобы выстроить собственную систему целей, способную дополнить или заменить ту, которой социум пытается подкупить нас.

  • Самый важный шаг в освобождении от общественного контроля заключается в развитии способности получать радость от каждого сиюминутного события. Если человек научится наслаждаться и видеть смысл в процессе жизни самой по себе, социум уже не сможет управлять им. Тот, кто не зависит от внешних наград, раздаваемых внешними силами, снова обретает власть над собой.

  • Необходимо стать независимым и от власти тела и научиться управлять тем, что происходит в нашей голове.

  • Фрейд утверждал, что за власть над разумом борются два тирана, представляющие «других»: Ид (биологические влечения) и Супер-эго (общественный контроль). Им противостоит Эго, воплощающее подлинные потребности личности, связанной со своим непосредственным окружением.

  • Если люди тысячелетиями владеют знанием о том, как стать свободным и научиться самому управлять своей жизнью, почему же не заметно никакого прогресса в этом направлении? Тому существует как минимум два правдоподобных объяснения. Во-первых, знание, или мудрость, необходимая для того, чтобы освободить своё сознание, не обладает кумулятивными свойствами. Её нельзя представить в виде формулы, нельзя запомнить и планомерно применять. Как и любое другое сложное знание, его можно получить только методом проб и ошибок, и этот путь должен самостоятельно пройти каждый индивид, поколение за поколением. Контроль над сознанием представляет собой не просто умственный навык. Решительность и сила воли влияют на эту способность не меньше, чем ум. Недостаточно просто знать, как это делается, – нужно целенаправленно делать это, подобно спортсменам и музыкантам, постоянно отрабатывающим на практике то, что они выучили в теории. Во-вторых, знание о том, как контролировать сознание, приходится переформулировать всякий раз, когда меняется культурный контекст.

  • Контроль над сознанием нельзя превратить в функцию каких-либо институтов. Как только он становится частью общественных правил и норм, он перестаёт достигать цели. К сожалению, любая попытка управлять сознанием быстро увязает в рутине. Фрейд был ещё жив, когда психоанализ из борьбы за освобождение Эго превратился в застывшую идеологию и жёстко регламентированную профессию.

Резюме:
Счастье зависит от нашего личного участия. А именно – контроля над своими действиями. Наилучшие моменты жизни случаются при напряжении тела и разума в стремлении за трудным и ценным. При этом в сознании достигается упорядоченность, человек концентрирует своё внимание на главном. Проблемы начинаются тогда, когда мы перестаём получать удовольствие от настоящего. Корни неудовлетворённости настоящим лежат в нас самих, и с ними можно разобраться только лично и своими силами. Для этого нужно использовать все доступные средства, позволяющие наполнить жизнь смыслом и радостью независимо от внешних обстоятельств. Чтобы не зависеть от целей общества (часто противоречивых), надо выстроить собственную систему целей, включающую лучшие из целей, предлагаемых социумом. Человек должен защищать свой разум от двух главных тиранов: своих биологических влечений и общественного контроля. Это даст ему свободу и возможность самому управлять своей жизнью. Контролю сознания можно научиться только на практике, подстраиваясь под меняющийся культурный контекст.

Перейти к следующей части...

?

Log in

No account? Create an account