viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
Как стать счастливым – часть 2
viktoria_ru
Анатомия сознания2Посмотрев мой журнал, знакомая спросила, почему я заинтересовалась темой «счастья». Это слово вызывает у неё скептическое отношение. Уместно ли говорить о счастье в случаях, когда людям приходится переживать трагедии: болезни, драмы, катастрофы, гонения, насилие?..

Думаю, подозрительное отношение к слову «счастье» оправдано, если понимать под ним только удовольствие и наслаждение жизнью без борьбы. Автор книги «Поток», цитирование которой я продолжаю сегодня, предупреждал о возможности искаженного понимания. Счастливая жизнь, о которой пишет он, не исполнена сплошными наслаждениями. Это постоянная, часто очень болезненная, борьба за мгновения счастья, которыми награждаются победы человека над собой. Но борьба осмысленная, добровольная, и потому приносящая душевный покой и радость.


Тема счастья кажется мне важной потому, что среди моих знакомых есть унывающие люди. Я видела мужчину, которого "сломал" инсульт: последние годы жизни он медленно деградировал. Я знала женщину, которая покончила с собой из-за личных переживаний. Мне и самой довелось пережить затяжной период депрессии, когда вся моя жизнь превратилась в борьбу за осмысленное существование. Тогда я еще не знала, как выбраться из состояния уныния – действовала интуитивно. Но именно в тот период жизни мне впервые удалось осознанно вкусить состояний радости и «потока», о которых пишет Михай Чиксентмихайи. И теперь эта радость стала для меня жизненным вектором, компасом. Хорошо, когда люди исследуют пути обретения счастья и делятся своими открытиями с другими. Возможно, подсказки Чиксентмихайи выведут кого-то из депрессии или даже спасут чью-то жизнь…

А я продолжаю знакомить друзей с содержанием книги "Поток. Психология оптимального переживания". Сегодняшняя глава – непростая для усвоения. Речь пойдёт о роли сознания в достижении счастливой жизни. О действиях, происходящих в мозгу. Но наградой внимательному читателю станет понимание, как происходит его собственный личностный рост. В конце выжимок по традиции публикую резюме-пересказ.


Глава 2. Анатомия сознания

  • Поскольку не существует специальной отрасли знаний, которая занималась бы исключительно сознанием, не существует и общепринятой концепции того, как оно работает. Многие научные дисциплины затрагивают этот вопрос и предлагают свои идеи. Нейронаука, анатомия нервной системы, когнитивные науки, искусственный интеллект, психоанализ, феноменология – вот области знания, непосредственно занимающиеся вопросами сознания. Но любая попытка обобщить данные этих наук даст результат, подобный описанию слона слепыми, – описания во всех случаях разные и не связанные между собой.

  • Из всех существующих моделей может принести наибольшую пользу для практических целей «феноменологическая модель сознания на основе теории информации». Она  имеет дело непосредственно с феноменами сознания – событиями, которые мы осознаём и интерпретируем. Предлагаемая модель заимствует принципы теории информации, которые могут помочь понять, что происходит в сознании.

  • Сознание, как зеркало, отражает то, что наши органы чувств сообщают нам о происходящем вокруг и в нервной системе, но делает оно это избирательно, активно интерпретируя события и навязывая им свою собственную реальность. По сути, именно отражение, создаваемое сознанием, – сумму всего того, что мы услышали, увидели, почувствовали и перестрадали от рождения до смерти, – мы называем своей жизнью.

  • Силы, упорядочивающие информацию в сознании, мы можем назвать намерениями. Они возникают всякий раз, когда человек осознанно чего-то захотел, и представляют собой единицы информации, значение которой обусловлено биологическими потребностями или социальными целями. Намерения действуют, как магнитные поля, притягивая внимание к определённым объектам и отталкивая от других, удерживая наш разум сосредоточенным на одних стимулах в ущерб другим.

  • Все наши намерения, приобретённые или заложенные в нас генетически, организованы в иерархическую структуру целей, которая определяет порядок их предпочтений. Социальная система также насаждает нам набор целей. Однако цели отдельных членов общества могут значительно отличаться друг от друга. Жизненные пути гениев искусства, святых, героев не поддаются описанию в рамках норм и правил, предлагаемых обществом. Существование таких людей показывает, что сознание можно организовать и по-другому. Каждый из нас свободен контролировать свою субъективную реальность.

  • Наша нервная система за заданное время может перерабатывать лишь ограниченный объём информации. Если количество «событий» начинает превышать допустимый предел, сознание перестаёт адекватно распознавать их, и возникает путаница.

  • Информация, допускаемая нами в сознание, чрезвычайно важна; по сути, именно она определяет содержание и качество нашей жизни.

  • Информация оказывается в нашем сознании потому, что мы намеренно концентрируемся на ней. Это также может быть результатом работы стереотипов внимания, основанных на биологических или социальных программах.

  • В основе наших реакций находится внимание. Именно внимание выбирает из великого разнообразия доступной информации релевантную; оно же отвечает за извлечение из памяти необходимого воспоминания, участвует в оценке события, а затем в принятии правильного решения.

  • Человека, умеющего контролировать своё сознание, отличает способность произвольно фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели, не больше. Личность, способная на это, как правило, умеет и наслаждаться повседневной жизнью.

  • Уместно представлять внимание в виде психической энергии: без внимания невозможна никакая работа, и в процессе работы оно растрачивается.

  • То, как мы расходуем наше внимание, какие мысли, чувства, воспоминания пропускаем в наше сознание, определяет наше личностное развитие.

  • Внимание формирует личность, а личность направляет внимание. (Пример: человек случайно обратил внимание на красоту подводного мира, и это повлияло на его личность; в дальнейшем, когда он целенаправленно получал знания по морской биологии, уже внутренняя структура целей воздействовала на внимание.)

  • Одной из главных сил, неблагоприятно воздействующих на сознание, является так называемый психический беспорядок (энтропия) – информация, вступающая в конфликт с уже существующими намерениями и отвлекающая нас от их выполнения. Мы называем подобные ситуации разными словами в зависимости от того, что переживаем: боль, страх, ярость, тревогу или ревность. Все эти разновидности беспорядка заставляют внимание переключаться на нежелательные объекты, лишая нас свободы использовать его по своему усмотрению. Психическая энергия теряет подвижность и становится неэффективной.

  • Противоположностью состоянию психической энтропии служит оптимальное переживание. Если поступающая в наше сознание информация находится в согласии с внутренней структурой целей, психическая энергия течёт без всяких препятствий. У индивида нет оснований для беспокойства и сомнений в своей адекватности, и если он на секунду задумается о правильности своего поведения, ответ приходит незамедлительно: «Всё идёт как надо». Положительная обратная связь укрепляет личность, и она может уделять больше внимания решению внешних и внутренних задач.

  • Состояние оптимального переживания достигается в ситуациях, когда индивид может свободно направлять внимание на достижение своих целей, потому что ему не нужно бороться с внутренним беспорядком и защищаться от каких-либо угроз. Мы называем подобное состояние состоянием потока, потому что именно этот термин использовало большинство опрошенных нами людей, чтобы описать свои переживания в моменты, когда они делают что-то наилучшим образом: «это как плыть по течению», «меня нёс поток».

  • Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться.

  • На самом деле, «сражаться» приходится не с собой, а с энтропией, которая вносит в сознание хаос. По сути, это битва за себя, борьба за установление контроля над вниманием.

  • После переживания состояния потока личностная организация становится сложнее, чем была прежде. Именно в возрастании сложности и заключается личностный рост.

  • Сложность личности есть результат двух масштабных психологических процессов: дифференциации и интеграции. Первый предполагает движение в сторону уникальности, отделённости от других, второй стремится к противоположному — к единению с другими людьми, к надличностному единству идей и концепций. Сложной мы называем ту личность, которой удаётся успешно сочетать в себе оба этих процесса.

  • Личность дифференцированная, но не интегрированная, может добиться многого, но рискует потонуть в эгоцентризме. С другой стороны, индивид, чьё Я основано исключительно на интеграции, сумеет построить прочные отношения с людьми, но ему будет не хватать независимости и индивидуальности. Настоящая сложность возможна только в том случае, если личность вкладывает равное количество психической энергии в оба эти процесса и избегает как эгоизма, так и конформизма.

  • Мы развиваемся и перерастаем себя именно тогда, когда действуем свободно, ради самой деятельности, а не руководствуясь внешними побуждениями. Если мы выбрали цель и сконцентрировали на ней всю свою психическую энергию, всё, что мы будем делать, принесёт нам радость. И вкусив эту радость однажды, мы будем стремиться ощутить её снова с удвоенными усилиями. Именно так происходит личностный рост.

Резюме:
Своей жизнью мы называем сумму того, что услышали, увидели, почувствовали и перестрадали от рождения до смерти. Сознание активно интерпретирует эти "события" и навязывает им свою собственную реальность. Всякий раз, когда человек осознанно чего-то хочет, в его сознании возникает сила намерения, упорядочивающая информацию и сосредотачивающая его внимание на определённых объектах. Если количество "событий" и намерений слишком большое, сознание перестаёт их распознавать, и начинается путаница.

В основе наших реакций находится внимание, которое можно представить как психическую энергию. Человека, умеющего контролировать своё сознание, отличает способность фокусировать внимание, не отвлекаться и поддерживать концентрацию ровно столько, сколько требуется для достижения цели. Наибольший беспорядок (энтропию) в сознание вносит информация, отвлекающая нас от выполнения намерений. Например: боль, страх, ярость, тревога, ревность. Психическая энергия при этом теряет подвижность и становится неэффективной. Но если индивид умеет направлять внимание на достижение своих целей, его психическая энергия течёт беспрепятственно, вызывая оптимальное переживание – «состояние потока» (похожее на плавание по течению). Чем больше человек борется за установление контроля над вниманием, тем больше улучшается качество его жизни, а личностная организация становится сложнее. С одной стороны его личность становится уникальнее, а с другой – достигает большего надличностного единства с людьми (в идеях и концепциях).

Мы развиваемся и перерастаем себя именно тогда, когда действуем свободно, ради самой деятельности. Если мы выбрали цель и сконцентрировали на ней всю свою психическую энергию, это принесёт нам радость, которую мы будем стремиться ощутить снова.

(продолжение следует...)

?

Log in

No account? Create an account