viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
О лохматости голоса и его парикмахерах
viktoria_ru
На студии звукозаписи7С переходом на "вольные хлеба" я, наконец, получила возможность заниматься любимыми творческими проектами. В частности – записью песен на студии. И сейчас мы со звукорежиссёром Светланой Зайцевой "колдуем" над записанным недавно материалом. Опыт для меня свежий, и мне захотелось поделиться своими ощущениями от процесса. Как вообще делаются песни, которые мы слышим на дисках и в клипах? Какую роль в их создании играет звукорежиссёр? И с какими трудностями сталкивается вокалист? На объективность не претендую, но о себе рассказать обещаю честно. :)

Итак, я прихожу на студию. За душой у меня несколько любимых песен, которые я вдохновенно репетировала дома. И я чувствую себя окрылённой, потому что дома мой голос звучал уверенно, и бетонные стены ему явно мешали литься просторней. От своего звукорежиссёра и дорогих студийных микрофонов я, естественно, ожидаю, что они запишут меня в полной силе и красоте. Так, как если бы я свободно пела на берегу лесного озера, и вольный ветерок разносил моё сладкозвучное пение над его поверхностью...

У звукорежиссёра подход менее романтичный. Она следит за тем, чтобы мой голос не был усталым и выдохшимся. Ей важно, чтобы я точно попадала в такт фонограммы и не отдалялась от микрофона (а я иногда забываюсь и начинаю активно танцевать во время пения :)). А ещё – и это самое неожиданное – у неё есть личное мнение насчёт удачности моих пассажей. "Конечно, последний дубль исполнен вокально более правильно, – скажет она. – Но в прошлый раз вы спели так бессовестно артистично, что хотелось переслушивать". И я невольно задумываюсь о выборе в пользу "бессовестности"... Мне по-прежнему страшно быть "неправильной", но всё более интересно становится быть собой. Ведь артистизм связан с раскрытием темперамента. И если я не раскроюсь, слушать будет неинтересно...

Но, несмотря на сложности выбора пассажей, работа в студии мне нравится. Это чистое вдохновение. И я точно знаю, получилось спеть или нет. Если я была в ударе, танцевала под фонограмму, выложилась по полной и записала хотя бы один свободно льющийся дубль – значит, получилось. :) Да и у звукорежиссёра горят глаза – верный признак того, что мы чего-то "учудили". Но это еще только "цветочки". Дальше начинается кропотливая работа по выращиванию "ягодок". И называется она "монтаж"...

...Сначала всё выглядит довольно безобидно. Я с нетерпением ожидаю письма от своего звукорежиссёра, и, наконец, она присылает мне "пристрелочный монтажный вариант". Предполагается, что она склеила песню из отобранных дублей, выставила баланс голоса и фонограммы, и теперь я должна сообщить ей, что мне хочется изменить. Я включаю "черновик" и... практически падаю в обморок... Боже!!! Неужели я пою так ужасно? Неужели с этим вообще можно что-нибудь сделать?..

Потом еще несколько часов я хожу вокруг да около и собираюсь с духом, чтобы ЭТО переслушать... Если не получается собраться, пишу Светлане жалобные признания: "Ох, как же тяжело слышать себя непричёсанной!" Хорошо, что у Светы есть дар поддерживать и подбадривать вокалистов. Она готова раскрыть мне даже профессиональные секреты, лишь бы я поверила в себя и не унывала. Например, такой секрет: "В живом исполнении большой процент огрехов не слышен – люди не обращают внимания, они еще и глазами впитывают музыку. А на записи всё равно всех хоть немножко, но нужно "подправить". У меня за всё время моей работы был только один человек, которого я не правила – не нужно было. Такой вот природный дар – идеальное интонирование". "Слава Богу, – выдыхаю я с облегчением. – Не одна я такая "лохматая". А если всех вокалистов правят, то не грех и мне "причесаться". И, раскрыв глаза на собственные несовершенства, отчаянно бросаюсь в бой...

В этом бою сражаются двое – мой Внутренний Ребёнок и мой Внутренний Критик. И между ними начинается примерно такой диалог:
Ребёнок: Ух ты! Вот это я понимаю! Какой душевный подъём! Сколько эмоций и воздуха! Точно берём эту фразу!
Критик: Ты что? Здесь же сплошные "косяки"... Букву "т" проглотила? Раз. Гласную "а" пережала? Два. А еще на слове "мой" воздуху не хватило – голос дрогнул. Пиши Свете, чтобы поискала эту фразу в другом дубле.
Ребёнок: Но ведь главное, чтобы мне нравилось!
Критик: Нет! Главное, чтобы перед людьми не совестно было!

Они еще какое-то время спорят и договариваются, и в результате составляют для звукорежиссёра список изменений. Светлана его смотрит, терпеливо заменяет отдельные фразы и слова. А порой ставит моего Критика на место, подсказывая ему, что есть и индивидуальные манеры исполнения, с которыми нужно считаться. Критик ворчит и упирается, пока не услышит, что после правки стало еще хуже, и... не раскритикует сам себя. :)

Зато когда все замечания учтены, и гордый Внутренний Критик удовлетворённо замолкает, мы с моим Внутренним Ребёнком включаем сведённый файл погромче и вдохновенно кружимся под новую песню! :) Это ведь ужасно радостно, когда на свет рождается новая песня. Такая, какую может спеть только твоё сердце! ;)

На студии звукозаписи
Мы со Светланой Зайцевой (кадр из клипа "Колыбельная Волховы")

PS. А песенки будут позже! Обязательно! С картинками и занимательными историями. ;)

?

Log in

No account? Create an account