Виктория (viktoria_ru) wrote,
Виктория
viktoria_ru

Category:

Стихи "хи-хи-хи" и Юнна Мориц

Унылые лягушкиВ возрасте 6 лет самиздатовским способом я выпустила первый сборник своих стихов. Это был трёхтомник с оригинальным названием "Стихи хи-хи-хи". Больше всего моему книгоизданию способствовал папа. Именно он стал моим первым читателем и вдохновителем. И, что говорить, стенографистом тоже. Потому что к моменту создания первого тома писать я еще не умела...

Наверное, стихотворно-юмористический жанр моего творчества папу тогда действительно покорил. Во всяком случае, не могу представить, чтобы сейчас, отложив личные дела, отец занялся увековечиванием моих работ. Ему и блог-то мой читать некогда. А в ту замечательную пору, когда всё начиналось, он мною гордился. И вдохновлял, и продвигал, и способствовал сохранению моего культурного наследия.

Что же так привлекало в моих стихах сорокалетнего мужчину? Чем вдохновила его поэзия шестилетней девочки? Пытаясь разгадать эту загадку, я совершила экскурсию в ящик моего детства. Здесь уже много лет бережно хранится архив моих рукописей: книги маленькие, книги средние и книги большие...

Архив
Кому пряники, а кому архивы с рукописями! :)

С замиранием сердца открываю первую коробку – со сделанной отцовской рукой надписью "Книги маленькие". Попутно сглатываю слюну – знакомая до боли бумажная упаковка напоминает о любимом кондитерском изделии производства хлебозавода Московского района г. Ленинграда. Пряник давно уже съеден, а коробка идеально сгодилась для собрания сочинений. :)

Трёхтомник
Манускрипт конца XX века. Вот он, мой первый трёхтомник! :))

С умилением открываю первый том. В нём всего 6 стихотворений. Есть детские иллюстрации. И... – о, Боже! – оценки... Это мой внутренний критик, движимый манией строго судить всё и вся, делал пересмотр своего творчества лет эдак в 9 и с пристрастием расписался под собственными творениями. Троек понаставил много, но отдельные стихотворения пощадил. К этим-то высоко оцененным шедеврам поэзии мы и обратимся сегодня.

Критик
"Опять тройка".  Цензура внутреннего критика.

Стихи "хи-хи-хи" (избранное)
***
Грибок, грибок
Покупал пирожок.
Запивал чайком
И заснул тайком.

***
Пианино мы купили.
Целый год его хранили.
Прискакал зайчонок белый:
"Пианино, где ты, где ты?"
И спросил зелёный ёж:
"Пианино продаёшь?"

***
В корзинке лежала трава.
– Трава! Ты трава-мурава?
– Нет. Я не трава-мурава.
Я трава сельдерера.
А мурава уехала в гости вчера.
Вот как, Тамарочка.

***
Ножницы танцуют на полу.
Ножницы танцуют танец "Ре-ку-ку".
– Милая Ножонка, не угодно ль вам
Станцевать танец "Там-тарам"?

***
За рулём сидит собачка, хе-хе-хе.
Собачка привязала тачку, хе-хе-хе.
Тачка ехала, ехала и домой уехала.
А собачка к себе поехала.

***
В шкафу лежали брючки,
Штучки, дрючки, закорючки...
А еще была игра.
Брунди-фунди тра-ра-ра.

***
Жила в лесу кукушка – кукушка-озорнушка.
А у неё подружка – лягушка-озорнушка.
Шалили две подружки, шалили всё, шалили.
Допрыгались петрушки! Всё-всё перекрутили!

Мне любопытно теперь прослеживать, кто вдохновлял мою музу в те годы. В шестилетнем возрасте я этого, конечно, не осознавала. Но, имея в наличии книги и пластинки того времени, могу заметить, что совершенно точно подражала Юнне Мориц. Сравните, например, её стихотворение "Весёлая лягушка" с моими:

Веселая лягушка (Юнна Мориц)

Весёлая Лягушка
Жила в одной реке,
Вверх дном её избушка
Стояла, бре-ке-ке!

Избушка не стояла,
А кверху дном плыла,
Но это не меняло
Лягушкины дела!

Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
Она двумя руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!

Унылые лягушки
Томились и страдали,
В зелёные подушки,
Ква-ква, они рыдали.
И счастья не видали
Унылые лягушки!
Из них и получились
Унылые старушки.

Они бубнят уныло
И стонут вдалеке:
– Ква-ква, к дождю заныло
В спине, в ноге, в руке...
А бодрая старушка,
Весёлая Лягушка,
Как вспомнит, что с ней было, –
Хохочет, бре-ке-ке!

Она двумя руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!

В шестилетнем возрасте меня особенно привлекал ритм в этих стихах. И – смелость, игра, с которой Юнна Мориц придымывала новые слова! Ведь в стихотворном творчестве самое сложное – подобрать идеально вписывающуюся рифму. Если бы не пример Юнны Мориц, я бы никогда не решилась писать сама. Ритм я почувствовала довольно рано. А подбор рифмующего слова всегда представлял для меня сложность. Поэтому всякие "хи-хи-хи" здорово выручали. А еще – они были задорными и смешными. Наверное, тем и нравились моему папе. Ведь, я помню, он от души смеялся! :)

С папой
Папа и его повзрослевшая дочка, 2002 год

Сейчас я смотрю на это стихотворение Юнны Мориц взрослыми глазами и понимаю, что многому еще могла бы у неё поучиться. Я открываю в нём и смысл, и авторский замысел, и определенную жизненную философию. И даже строю догадки об отношениях поэтессы с окружающими людьми. А кто, вы думаете, прячется под шкурками тех самых унылых лягушек? Может, это были критично настроенные поэты-теоретики, у которых, по их мнению, "избушки" стояли как надо, и которым не нравились всякие "бре-ке-ке" да "пара-пам" в стихах свободолюбивой, неупорядоченной Юнны? Или, может, это были современники жизнерадостной поэтессы, у которых избушки, как и у многих людей в то советское время, "плыли квверху дном", но они слишком много внимания уделяли недостаткам системы, не умели радоваться? Впрочем, унылые лягушки живут во все времена. И прелесть этого стихотворения в том, что оно актуально и сегодня.

А вам нравятся стихи в жанре "хи-хи-хи"? :)
Tags: благодарность, детство, семья, стихи, творчество, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments