?

Log in

No account? Create an account

viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
Песня "Снег" на музыку Михаила Малевича
viktoria_ru
Михаил МалевичКомпозитор Георгий Свиридов писал в дневниках, что призвание художника – служить по мере сил раскрытию истины мира. А истину видел в синтезе слова и музыки: слово несет Мысль о мире, а музыка – его Душу... Я начинаю понимать эту связь для себя. И в дневнике, и в работе над песнями одной составляющей обойтись не получается. В прошедшие выходные состоялась еще одна звукозапись. На этот раз – под живой рояль и в сотрудничестве с композитором Михаилом Малевичем. Об этом авторе, работе с ним и новых творческих открытиях скажу немного слов...

С музыкой Михаила Олеговича я познакомилась несколько лет назад, когда к нам домой случайно попал диск с песнями певицы  Марии Петровой "Утоли моя печали". Первое, что поразило – красота гармонии и одновременно простота. Ничего лишнего. Поразительная отточенность формы и образов. Второе поразившее – вкус, с которым подобраны тексты. Это как сочинения знаменитых русских поэтов – Лермонтова и Пушкина, так и малоизвестные духовные стихи. В том числе современных авторов. Искренние, глубокие, мудрые и по-настоящему талантливые. Третье – вокал. Чистый и светлый как родниковая вода. Осмысленный и душевный, но бесстрастный. Такое поразительное сочетание прекрасного встретишь редко.

Но самым ярким открытием для меня стала детская хоровая музыка этого композитора, представленная на дисках "Молитва отрока" и "Чудесная страна". Я испытываю особое пристрастие к этому жанру. Всё детское, ангелоподобное – доходчивее до взрослого сердца. И с этим детским я чувствую особую внутреннюю связь.

Мне давно уже хотелось записать красивую песню под живые инструменты и из детского репертуара. Поэтому я обратилась к Михаилу Малевичу с просьбой о сотрудничестве. После прослушивания определились с песнями и инструментами. Михаил Олегович вызвался аккомпанировать не рояле и предложил записаться на студии Союза композиторов, членом которого является. Конечно, впечатлений много – совсем другая акустика и принцип работы со звукорежиссёром. Новые знакомства и сотворчество с настоящим мастером русской школы. Но я коснусь лишь главных наблюдений, интересных начинающим вокалистам и творческим людям.

1. В личной работе с композитором самое важное – не испортить музыку. Конечно, я сразу представилась Михаилу Олеговичу, как вокалист-любитель, и спросила его позволения на исполнение. Но мне известно, насколько автору бывает важно представить свою работу в достойном качестве. В этом смысле Михаил Олегович оказался на редкость тактичен и терпелив. Кроме того, он не требовал от меня строгого следования своей трактовке, и даже позволил немного изменить темп и характер исполнения. Для меня это очень ценно, потому что дало возможность вложить в песню собственное понимание и душу.

2. В этой работе с текстом песни мне открылась новая грань – образная. На занятиях с педагогом мы больше внимания уделяли технике распевания слова. Дикции и тембру. А в этот раз мне захотелось добавить смысловую составляющую. Представить и оживить каждое слово. Осознать, о ком пою и каков его характер. Я для себя придумала такой способ – посвящать песню её герою. Тогда он (герой) становится ведущим, а моя задача – с любовью спеть для него. Это очень помогает концентрации. Но в песне "Снег" героев оказалось целых три. Это и снег, и природа, и весна. Снег падает медленно, созерцательно – в нём образ божественного. Природа – томится и жаждет покоя. В ней я ощутила страдающее земное начало. А весна – символ воскресения и творчества. Она придаёт произведению силу и целеустремлённость. Из-за этого мой снег получился подвижным, "с ветерком". :) Насколько удачно это решение, судить слушателям.

2. Запись двух песен с минусовками заняла у нас 4 часа концентрированной работы. Физически тяжеловато. И от усталости мы невнимательно отслушали записи. Песню "Снег" можно было собрать из более удачных дублей, но мы целиком взяли готовый. А перемонтаж невозможен – звукорежиссёр удаляет неиспользованные записи. Жаль! Я бы не пожалела денег, чтобы переделать.

3. Поразительно, как в вокальной работе отражаются личностные проблемы исполнителя. Во-первых, сказалась моя привычка больше работать, чем отдыхать – в пении я тоже забываю дышать, из-за чего страдает звук. Во-вторых, Боже упаси вокалисту переключаться мыслью на себя – тут же всплывает бессознательное. Когда я пела о земном отдыхе, такое страдание вдруг наружу вылезло. А ведь можно было бы спеть спокойнее, без боли, со светлой мечтою об этом благе. Думаю, это место удачнее получилось в другом дубле, но вот так Бог попустил мне посмотреть на себя со стороны.

4. И последнее открытие – возможность исполнения произведения в другой тональности, если за роялем играет настоящий мастер. Михаил Олегович меня восхитил. Далеко не каждый музыкант может сходу опустить весь аккомпанемент на 1,5 тона ниже и сыграть его обеими руками без ошибок. С записью под "мидишки" такую работу, конечно, не сравнить. Живой инструмент ведёт за собой очень активно. И это любимая мною ансамблевая работа – когда музыкант и вокалист чутко прислушиваются друг к другу. Синхронизируются как в танце.

Ну, а теперь представляю вашему вниманию наш "Снег" (слова К.Р. – Константина Романова, брата Николая II):



PS. Для тех, кто мог заинтересоваться музыкой Михаила Малевича, краткая информация о его ближайших концертах в Петербурге:
22 апреля в 19.00 – Концерт памяти отца композитора. В программе – стихи и романсы (Дом писателей, ул.Звенигородская, д.22)
2 мая в 18.00 – Концерт детского хорового коллектива "Московские колокольчики" (Дом Союза композиторов, ул.Большая Морская, д.45)

  • 1
Восхищаюсь твоей смелостью!Прекрасно, что композитор открыт к сотрудничеству не только с профи!

О, я вовсе не так смела, как могло показаться. :) И за словами "обратилась с просьбой о сотрудничестве" стоят, на самом деле, несколько дней внутренней борьбы и сомнений... Помогли любовь к музыке и сам Михаил Олегович. Это очень смиренный человек. К другому я бы не решилась обратиться.

  • 1