?

Log in

No account? Create an account

viktoria_ru


К солнцу - интереснее!


Previous Entry Share Next Entry
Жизнь с азартом
viktoria_ru
С РомойПродолжаю наблюдать за детьми и открывать жизнь их глазами. Очень увлекательное занятие. В выходные, в результате общения  с двухлетним племянником, удалось узнать больше об эмпатии,  смирении, раннем проявлении призвания и... радостях игры в футбол. :)

...Ромочке чуть больше двух лет. Это эмоциональный, открытый и улыбчивый мальчик, с которым весело. Он уже знает много слов и сейчас учится связывать их в единые предложения. Мы с двоюродной сестрой ведём его за ручки, а он рассказывает нам по пути обо всём, что его впечатляет.

– Мо! Бо! Би-би!  – оживлённо делится малыш, проходя мимо детской площадки.
– Голубей вчера кормили, и их было много? – переводит его мама.
Малыш задумчиво отвечает "Да" и после короткой паузы продолжает бурно рассказывать о новых открытиях. На все догадки мамы отвечает тихим и кротким согласием.

Я поражаюсь способностям сестры:
– Надо же, он каждый раз подтверждает правильность твоего понимания! Ты так хорошо изучила язык ребёнка?
Она с удовольствием принимает комплимент, а потом замечает:
– Но он, наверное, тоже устаёт от объяснений. И говорит "Да", чтобы не огорчать меня.
"Вот это смирение!" – искренне удивляюсь я. – "Ребёнку, на самом деле, бесконечно трудно быть понятым. Но он не унывает, не раздражается, не пытается никому ничего доказывать. А просто соглашается и продолжает радоваться жизни."

***
На детской горке племянник замечает что-то необычное и эмоционально говорит "Бо!". Вместе с этим активно поднимает руки вверх и смотрит на меня с ожиданием. Я не понимаю, чему он рад, а очень хочется эту радость разделить. Как быть? Интуитивно широко распахиваю глаза, улыбаюсь и тоже вскидываю руки. "Бо!" – восхищённо повторяет малыш и еще более размашисто поднимает ручки. Вижу по глазам – есть контакт! И проверяю догадку. Еще несколько раз вскидываю руки, и с каждым моим жестом мальчик радостно повторяет движение и смеётся. При этом через тело мне тоже передаётся его эмоция – восторг! Делаю маленькое открытие. Оказывается, с малышами можно достигать понимания без слов – на уровне телесной подстройки. Об этом виде эмпатии я читала в книгах, но до сих пор не было нужды проверить.

***
В песочнице Рома находит себе увлекательное занятие. Он вытаскивает из неё большие камни и пробки от пивных бутылок (увы, от такого мусора дети не застрахованы) и выкидывает их подальше. При этом он явно оживлён и пытается привлечь наше с мамой внимание – "Во!" Внимательно наблюдаю, чему он больше рад – процессу падения физических тел или очистке территории от лишних предметов. Второму, очевидно, больше. Его мама это подтверждает. Обращаю внимание сестры: "Здорово, что уже сейчас ты можешь заметить, какие процессы мальчику больше нравятся. Если это запомнить, в будущем ты скорее ему поможешь  найти призвание".

Поясняю, что во многих психологических тестах для взрослых попадается вопрос "В какие игры вы увлеченно играли в детстве? Какие процессы вам нравились?" Все дети разные, и одним больше нравится строить, другим разрушать устаревшее, третьим – общаться с животными... Сопровождение малыша на игровой площадке может стать во много раз интереснее, если наблюдать, что доставляет ему особое удовольствие. Так заботливый родитель может стать одновременно помощником ребёнку в раскрытии личности.

***
В середине прогулки сестра приглашает меня сыграть с племянником в футбол. Всегда боялась этой игры. В памяти всплывают сцены, как по пути в школу мне приходилось пересекать футбольное поле. По нему вечно носился табун вспотевших, раскрасневшихся молодцов, и я ужасно боялась, что меня собьют или "расстреляют" мячиком. Увлеченные игрой мальчишки казались совершенно ошалелыми и безумными в своём азарте. Поэтому я даже по телевизору смотреть футбол не любила...

Как же я удивилась, когда сама попробовала сыграть в эту игру! Я испытала настоящий восторг, ведя мячик поочередно обеими ногами. После юношеских занятий гимнастикой и танцами это оказалось настолько лёгким и радостным занятием, что мне казалось, я не бегу, а танцую по полю! Моё тело вспомнило эту радость! А еще я тоже вошла в азарт. :) Забивать мяч точно в цель или пассовать его, расчитывая силы и местоположение других игроков, оказалось так интересно, что сестра меня не узнала. "Гоооол!" – закричала я как те самые "ошалелые и безумные", когда мне удалось обхитрить её у ворот. При этом мяч подпрыгнул и ударился о сетку так сильно, что мы обе испугались... Не дай Бог в кого-нибудь "засандалить"...

Играем в футбол
В азарте я оказалась страшна! :)


  • 1
Да, у детей действительно есть чему поучиться... давно забытому искусству быть самим собой. И для этого ему не приходится посещать семинары на тему "как разбудить своего внутреннего ребёнка" ;-) Так же ему не надо заботиться о том, чтобы "быть самим собой" или "пребывать в здесь и сейчас" ;-))) А ещё маленькие дети не злопамятны... и искренни... и... я бы даже сказал счастливы.
Разумеется, нам взрослым, надо развивать свой ум, контролировать чувства, укреплять дух и т.д., но как же при этом не потерять те уникальные навыки детства, приобрести которые многие потом так стремятся, посещая вышеупомянутые семинары?

А почему бы действительно не поучиться у детей?
Для этого можно прикинуть список того, что дети могут лучше нас, пару пунктов я уже привёл вверху.

Просто вскинуть руки вверх и испытать восторг, можно сказать, "на пустом месте" это для здравомыслящего взрослого не само собой разумеется.
Под эту технику можно было бы подвести философско-психологическую базу, выстроитъ целую программу из 10 ступеней, придумать какое-то название и колесить по свету проводя семинары по новейшей методике ;-)))

Под эту технику можно было бы подвести философско-психологическую базу, выстроитъ целую программу
Думаю, Гена, таких семинаров уже пруд пруди! :) Специалисты, много работающие с детьми, а также психологи и нейробиологи давно уже всё познали и преподают. Ну, а я только сейчас на практике для себя открываю. :) На личном опыте оно интереснее! :)

Да, я думаю семинаров больше чем достаточно. Я просто хотел подчеркнуть, что ребёнок обладает ценностями (навыками), которые не всегда рассматриваются как ценности. А кто-то другой видит эти ценности и продаёт их. Но как же повезло тем, кто обучается у самого оригинала, с которого все эти техники списываются (своего ребёнка) ;-)))

Я думаю тут важен подход. Можно сказать "несмышлёный ребёнок, ерундой занимается", а можно подойти с другой стороны "А чему бы я мог у него научиться?"

С таким подходом "Чему я бы мог у другого человека научиться?" можно относиться и не только к детям.
Я сейчас подумал о себе и тех людях с которыми мне не очень интересно... а бдруг и у них я бы мог чему-нибудь поучиться?

  • 1